ЛЕРМОНТОВСКИЕ МЕСТА ПЯТИГОРСКА
1. Памятник М. Ю. Лермонтову
2. Дом Верзилиных
3. Музей «Домик Лермонтова»
4. Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова
5. Беседка Эолова арфа
6. Академическая галерея
7. Грот Лермонтова
8. Быв. дом для неимущих офицеров
9. Лермонтовские ванны
10. Лермонтовская галерея
11. Грот Дианы
12. Ресторация
13. Место дуэли
14. Провал
В 1810 году доктор Гааз обнаружил первый целебный пятигорский источник. Его назвал Елизаветинским, в честь жены императора Александра I — Елизаветы Алексеевны. В первые годы минеральную воду черпали кружками из вырытого колодца, но в 1814 году здесь построили домик с ваннами, помещениями для переодевания и сенями. Мужских и женских раздевалок на источнике первое время не было, поэтому в первой половине дня там купались мужчины, во второй – женщины.
«Пойду к Елисаветинскому источнику, там, говорят, утром собирается все водяное общество…
- Наконец, вот и колодец... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя» - так передает М.Ю. Лермонтов атмосферу того времени и то как выглядел источник в те времена в повести «Княжна Мери».
В конце XIX века галерея перестала использоваться для приема целебных процедур. Некоторое время в ней находились лечебница-приют, затем здесь разместили хирургический корпус больницы, а еще через несколько лет – преуспевающий завод по производству льда.
После революции здание галереи, уже переименованное в Академическую, продолжали использовать в разных целях. Переименовать решили в честь юбилея Академии наук, отметив ее роль в изучении свойств вод и развития лечения водами в России.
В 1935 году по проекту архитектора Павла Павловича Еськова была возведена огромная лестница, ведущая к зданию галереи. Лестница сделана из машукского камня. Великолепный архитектурный ансамбль гармонично вписался в ландшафт парка. Архитектору удалось грамотно дополнить идею Уптона, и придать ему вид завершенности. Сегодня галерею уже с трудом можно представить без этой лестницы.
В 60-х годах прошлого века было решено в здании галереи вновь открыть питевой бювет. В него подвели воду из других источников, так как Елизаветинский источник пропал еще в конце позапрошлого века. Бювет просуществовал до перестроечных времен, но затем его закрыли. В левом крыле галереи можно было посетить Музей насекомых, в котором находилась большая коллекция местных и экзотических бабочек, и даже живые экспонаты – змеи, совы, хамелеоны. Остальные помещения галереи пустовали.
Пятигорск навсегда останется местом как память о свободолюбивом поэте.
Наверно пока нет ни одного человека, который бы сделал больше для славы Пятигорска, как Лермонтов. Как живописно описал Пятигорск поэт в своем романе: