Слово как оружие

агитационные плакаты Великой Отечественной войны

1941-1945 годов
Они звали в бой, взывали к отмщению, поддерживали боевой дух защитников и трудовой героизм, тех кто работал в тылу, сулили скорую Победу и Мир.

Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу. Плакаты Великой Отечественной Войны явились одним из важнейших средств агитации в военное время. По силе воздействия они действительно были равны боевому оружию.

И со своей задачей, они справились на отлично. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата. Слова укрепляли силу духа, дарили надежду, вели в бой.

Во время Великой Отечественной войны плакаты производились в огромных количествах: они выпускались в Москве, блокадном Ленинграде, в Горьком, Иванове, Красноярске, Мурманске, Пензе, Ростове, Саратове, Свердловске, Куйбышеве, Тюмени, Хабаровске, Томске, Челябинске и других городах. Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники: Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие.
Первый плакат
Первым плакатом, который увидели граждане Советского Союза на своих домах 23 июня 1941 года, был плакат художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», где показано в стиле карикатуры вероломство Гитлера, нарушившего Договор о ненападении между СССР и Германией. Но солдат Красной Армии содрал маску с лица Гитлера и уничтожил коварного врага.
Надо подчеркнуть, что сатирический плакат сыграл в годы Великой Отечественной войны огромную роль. Вершиной мастерства были и остаются сатирические плакаты Кукрыниксов. «КуКрыНиксы» – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, Михаил Куприянов и Порфирий Крылов и Николай Соколов. Все главные события, вплоть до взятия Берлина, находили эмоциональное и острое отражение в плакатах этих художников. Рисовали друзья для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки...
Главный плакат страны
«Родина-мать зовет!» – самый знаменитый плакат времен Великой Отечественной войны. Автор плаката Ираклий Моисеевич Тоидзе. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 года. А в середине июля плакат был известен уже всей стране... Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь».

Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. Тамара стала олицетворением всех женщин – молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну.



Героические плакаты, зовущие на фронт
В 1941-1942 годах, когда враг лавинообразно накатывал с Запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, художникам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты будут побеждены. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией, они призывали уничтожить противника.


Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Военный плакат художника Романа Гершаника «Наше дело правое, враг будет разбит!» (1941) цитирует заключительную фразу обращения к советскому народу, которое заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотов зачитал в 12 часов дня 22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны. Слова стали крылатыми, они широко использовались в средствах массовой информации и в агитационно-пропагандистских материалах с целью воодушевить народ и армию на борьбу с агрессором. В несколько измененном виде они нашли отражение на медали «За победу над Германией»: «Наше дело правое. Мы победили».

Плакаты, обращенные к труженикам тыла
Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» (одноименный плакат художника Л. М. Лисицкого, 1942) определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Плакатист Дмитрий Моор, владеющий оружием сатиры, использовал композицию плаката периода гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом: «Ты чем помог фронту?» (1941).

На плакате «Урал – фронту» (1942), художника Петра Караченцева, изображен литейный ковш, выливающий сталь, капля которой летит в виде бомбы на вражеский танк. Плакат создан в 1942 году, в годы массовой эвакуации предприятий на Урал и в Сибирь.

Плакаты, взывающие к чувствам защитников Родины
Плакаты, бичующие злодеяния фашизма, были прежде всего обращены к чувствам красноармейцев о необходимости скорейшего освобождения порабощенных сограждан. Один из самых эмоционально сильных плакатов художника Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). Основу плаката составила фотография женщины, защищавшая своего ребенка. На переднем плане на них беззащитных направлен окровавленный штык фашиста, остриё которого находится в центре плаката, а путь штыка проходит сквозь голову ребенка. Это произведение вызывало особенную ненависть у солдат Красной Армии к врагу. Плакат сделан в двух цветах - черном и красном, притом красный - только в виде крови на штыке фашиста, тем самым подчеркивая кровавую сущность врага.

Из письма летчиков и стрелков бомбардировочной, штурмовой, истребительной авиации:

«У нас не хватает слов выразить свои чувство и восхищения, и благодарности художнику… Мы самоотверженно отвечаем на его призывы к борьбе с врагом. И вот в эти дни, когда наши успехи и победы видны всему миру, нам хочется сказать художнику: скоро придет час, когда нас не будет мучить совесть при виде плаката «Воин Красной Армии, спаси!». Кровавый штык фашизма будет сломан, а тот, кто глумится над нашими братьями, матерями, женами, не уйдет от возмездия».



Плакаты, призывающие на борьбу партизанское движение
Плакат «Партизаны, бейте врага без пощады!» (1941) относится к числу наиболее известных плакатов Виктора Корецкого. Партизанские отряды народных мстителей пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали электростанции и склады с боеприпасами. Они вместе с бойцами Красной Армии ковали победу над фашистскими захватчиками. Силой пропаганды и агитации поддерживался боевой дух населения, плакаты и листовки подсказывали советским людям, томящимся в фашистской неволе, простые и эффективные способы борьбы с оккупантами.
Сатирические плакаты
В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.

Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.

Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.

Перелом войны. На Запад!
Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко-фашистской армаде и отбросить врага от Волги (плакат Виктора Дени и Николая Долгорукова «Сталинград», 1942). После разгрома врага от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. В плакатах появляются оптимизм и юмор. Художник Леонид Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину.



Плакаты о Победе!
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. Плакат «Красной Армии – слава!» – это советский политический плакат, созданный в 1945 году художником Леонидом Головановым. Художник рисовал снайпера Голосова (он же на плакате «Дойдем до Берлина!»,1944). На переднем плане советский солдат-победитель Голосов с боевыми наградами, который стоит на фоне стены рейхстага, где нацарапано – «Дошли!! Берлин 2/5 45» и далее «Слава Русскому народу», а сзади на стене плакат «Дойдём до Берлина». Очень праздничный и светлый плакат, выражающий в себе всю радость Победы в этой страшной и кровопролитной войне с немецким фашизмом. А трагизм здесь заключается в том, что сам герой плаката снайпер Голосов погиб в 1944 году.

Плакат «Слава воину-победителю!» был создан в 1945 году. Автор плаката художник Виктор Климашин. На плакате изображен молодой воин Красной Армии, над которым сияет орден «Отечественная война» и цифры «1941», «1945». Плакат показывает торжество Победы советского воина в Великой Отечественной войне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами, они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая меткий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимые для войны эмоцию, гнев, ярость, ненависть – и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Вот как выразила свои чувства военный инженер Наталья Гюне, видевшая плакаты на фронтовых дорогах:

Не в Третьяковской галерее,
Твой труд поднят на пьедестал,
Не на витрине, не в музее,
Не в блеске освещенных зал.
На перекрестке двух дорог,
Где полдень пылен и жесток,
Впервые оценил солдат
Твой ладно скроенный плакат.
Он выгорел, как гимнастерка,
Он весь изранен, весь в пыли,
Дождем и ветром краску стерло,
И тени лишние легли.
Но он стоит, неколебимый,
Такой простой необходимый,
Наш верный спутник, наш солдат,
Дорожный выцветший плакат…



This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website